19. Сложноподчиненное предложение.

Все задания из открытого банка ФИПИ для проведения ЕГЭ.

В задании представлены только сложноподчинённые предложения с придаточным определительным с союзным словом «который».

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.                                                                                           2                                                                                             Постепенно  вырос город, (какой?) в названии  которого  сохранился  аромат окружавших его красных боров.                                                                                                     См. правила: 19. Сложноподчиненное предложение.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Каждая книга (1) изучать (2) которую (3) вам предстоит в течение учебного года (4) представляет собой сокровищницу знаний.                                                                                             14                                                                                                   Каждая книга,  (какая?) изучать  которую   вам предстоит в течение учебного года, представляет собой сокровищницу знаний.                                             Проверка.            В месте установки запятых сложноподчинённое предложение можно разделить на две части, заменив в придаточном предложении слово «который» на соответствующее слово из главного предложения:  Каждая книга представляет собой сокровищницу знаний.  +  Изучать  КНИГУ  вам предстоит в течение учебного года.                                                           См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.

     

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.                                                                                           1                                                                                                   Ударил гром (какой?), раскаты  которого напоминали мне  звук страшного землетрясения.     См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

  1. В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония  и Канада.                                                                                               14                                                                                             В так называемую Большую семёрку стран Запада, (какую?) на долю  которой  приходилось около половины мирового промышленного производства,  входили четыре европейские страны, США, Япония  и Канада.          См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение. 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

  1. Среди первых русских князей (1) образы которых (2) овеяны преданиями и легендами (3) одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.                                                                                            13                                                                                     Среди первых русских князей, (каких?образы которых  овеяны преданиями и легендами, одно из почётных мест принадлежит князю Олегу.    См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  1. Из сеней дверь вела прямо на кухню (1) к левой стене (2) которой (3) прилепилась одним боком большая русская печь.                                                                                          1                                                                                                          Из сеней дверь вела прямо на кухню,  (какую?) к левой стене  которой  прилепилась одним боком большая русская печь.                                                    См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

  1. Роман (1) стержнем (2) которого (3) является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва (4) стал подлинно историческим произведением.                                                                                               14                                                                                                    Роман, (какой?)стержнем  которого  является любовная история Маши Мироновой и Петра Гринёва, стал подлинно историческим произведением.       См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

  1. Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.                                          25

 Немного позже  Чурсины позвонили по телефону, (какому?) номер  которого  они узнали в справочной службе  и отменили вызов врача.                                                                           См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

9. Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность

14

           Психологический портрет героя литературного произведения, (какого?) примером  которого является  описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.         См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.                                            1

 Каждый писатель является психологом, в задачи  которого  входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.      См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


         

  Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.                                                                                        1                                                                                                       Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение, главными действующими лицами  которого  являются не герои древности, а простой народ современной автору России.         См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.                                                                                                                                                             

           

 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 13. Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.   1

           Валовой внутренний продукт является тем показателем, на основании  которого производится разделение стран  на развитые и развивающиеся.                           См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


 

 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 15.В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.                                                                                               14

В Греции классической эпохи,  для социального строя  которой  типична форма города-государства, возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.    См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


 

              Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

 16. За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму

     2     

 За обильное цветение  ценятся герани, семена  которых  можно высевать летом или под зиму.   См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

17. В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

1

В своих пьесах Чехов создал образы людей, жизнь  которых  пришлась на переломный момент истории.    См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
18. Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы. 
1

Я вернулся на уютную полянку, около  которой  недавно собирал грибы.                              См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
19. Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

2

Холодные осенние тени  бродили по лесу,  деревья  в котором  замерли в ожидании зимы.   См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
20. Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.  

2

Хлестакову удалось провести  даже городничего,  плутовство  которого  было известно всему городу.     См. правила: 18. Сложноподчиненное предложение.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
21. Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.1

Мы оказались на лугу, трава  на котором  стояла до самых плеч.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
22. Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.

1

Я видел счастливого человека, заветная мечта  которого  осуществилась.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
23. Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду. 

14

Каменные дорожки, извилистые линии  которых  символизируют поток энергии,  приобретают особое значение в японском саду.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

24. В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.  

25

В начале 1930 года  С.М. Бонди, идеи  которого  позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
25. Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах. 

13

Биологи,  каждый из которых   изучает определённую группу морских организмов, выходят в океан на огромных исследовательских судах.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
26. Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма. 

2

Самое гигантское животное на земном шаре  питается всякой мелочью,  вес  которой  составляет всего доли грамма.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
27. Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта. 

2

Мышление  обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию,  для разрешения  которой  нет готового рецепта.


 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
28. Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.

14

Михаил Васильевич Ломоносов,  гений  которого  проявился в различных областях науки и искусства, основал первый российский университет.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

29. Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

13

Байкал, вид которого  открылся путешественникам, выглядел величественно спокойным.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

30. Одним из самых капризных растений считается камелия (1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.

1

Одним из самых капризных растений считается камелия, бутоны  которой  могут опасть в любой момент.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

31. С самого раннего возраста (1) А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец. 

2

С самого раннего возраста,  А.Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу  мастером  которого   был его отец.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
32. Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы. 

1

Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны, внутренняя отделка  которого  изготовлена из осины или берёзы.


33. В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях. 

2

В поэме Гоголя «Мёртвые души»  Чичиков не единственный персонаж,  история жизни  которого  даётся во всех деталях.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
34. Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. 

14

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана,  каждое  из которых  вызывало огромный интерес зрителей,  представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
35. В 80-е годы XIX века Шишкин (1) создаёт много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей. 

2

В 80-е годы XIX века Шишкин  создаёт много картин,  в сюжетах  которых  он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

36. Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя. 

2

Роман Гончарова «Обломов»  выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины, естественным началом  которой  было изображение обычного дня героя.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

37. Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы. 

1

Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина,  по произведениям  которого  он создал лучшие свои оперы.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

38. Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение. 

2

Отец Аркадия Кирсанова  сохранил юношескую любовь к Пушкину , перед стихами  которого  он испытывает истинное преклонение.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

39. В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был. 

2

В «Фаталисте»  Печорин рассказывает о происшествии,  свидетелем  которого  он был.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

41. Банковский кредит – выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

1

Банковский кредит – выдаваемая на какой-либо срок ссуда, в пределах  которой  возможен расход  на определённую потребность.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
43. Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.  1

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.


44. Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени. 2


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

45.Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок. 14


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

46. Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты. 14


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
48. Срезанная сирень (1) стебли (2) которой (3) расщепляют и очищают от коры (4) долго стоит в вазе.14


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
49. Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.14


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

50. В японских садах (1) часто используются камни (2) причудливая форма (3) которых (4) напоминает о вечности.2


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

51. Через двадцать лет Марина Цветаева (1) с улыбкой вспоминала знаменитую декларацию московских футуристов (2) авторство (3) которой (4) было приписано одному Маяковскому.2


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

52. В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.2


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

53. Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.1


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

54. Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2) однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
55. В нескольких шагах от дома (1) течёт чистая река (2) берега (3) которой (4) покрыты мягкой густой травой. 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

56. На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

57. В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

58. В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

59. Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бóльшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.14

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

60. В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом. 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

62. Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям. 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.

63. Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным. 14