ЕГЭ по русскому языку и память.

Итак, самое сложное не запомнить, а сохранить запомненное. После запоминания правила и выполнения ряда упражнений у ученика вырабатывается навык применения этого правила.  Т.е. ученик, не прибегая к трудоемкому подробному анализу, «видит» в тексте «случаи», подпадающие под это правило, и почти автоматически выполняет требования правила.

Навык разгружает весьма небольшую в объеме память сознания, оставляя в ней только необходимую часть правила.  Все остальное усваивается в памяти подсознания.   Например, увидев в тексте «а» или «но», мы, не задумываясь, ставим перед ними запятую.

Все было бы хорошо, если бы некоторые навыки достаточно быстро не исчезали.  На практике получается, что многие ученики быстрее теряют навыки, чем приходит очередь на их повторение.

Что происходит, если навык вовремя не подновлен?  В голове в процессе создания навыка постепенно возникает краткий, удобный для практического применения «образ» правила, но мы его не можем ни увидеть, ни записать.  Он спрятан в «глубинах мозга».  Если навык исчезнет, то нам надо будет его восстанавливать практически заново, т.е. с повторения правила, выполнения упражнений.   В некоторых случаях навык придется еще и исправлять.  Это может произойти  тогда, когда навык не просто забылся, а сильно исказился.  И на исправление  надо очень много времени.

Например, у ученика выработался стойкий навык  писать слово «зделать», хотя ученик знает, что приставки «з» нет.  Но когда он пишет, то это слово «проскакивает» у него в автоматизированном режиме как хорошо усвоенное.  В этом случае придется не только восстанавливать навык, а еще и ломать уже устоявшийся неправильный.

Для тестов, используемых в ЕГЭ,  картинки-подсказки вполне заменяют утраченные навыки.   Если понадобится, то с помощью картинок быстрее восстановить утраченные навыки,   т.к. картинки – это промежуточный продукт между правилом и навыком.  Они позволяют:                                                                                                                                                1.  Быстрее запоминать учебный материал                                                                                              2.  Дольше сохранять его в памяти.                                                                                                                3.  Как можно быстрее и с минимальной затратой сил проводить повторения.

Во всех трех случаях смешанный вербально-образный материал выигрывает у чисто вербального  (словесного) материала.  Доказательство этого  утверждения каждый может вспомнить из собственного опыта. Например, сравните, что лучше: разобраться в  инструкции к сложному устройству, если эта инструкция не имеет картинок или если есть картинки, снабженные пояснениями.

Если мы повторяем сложное подзабытое правило по тексту учебника, то имеем дело практически с такой же инструкцией без картинок, да еще эту инструкцию надо запоминать. Бедная вербальная память надрывается, а образная ничем  не может ей помочь.

Память человека во многом определяется наличием соединительных связей между левым полушарием, в котором хранятся слова в их звуковых оболочках, и правым полушарием с его запасом зрительных образов. (В. В. Иванов. Лингвист, академик РАН.   «ЧЕТ И НЕЧЕТ. АСИММЕТРИЯ МОЗГА И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ»)

Поинтересуемся, что делают для улучшения запоминания на других предметах.   В физике есть правила и есть формулы, выведенные из этих правил.  Ученики предпочитают  запоминать формулы.  Почему так происходит?

Сравним формулу  о магнитном взаимодействии  (F=kMm/r2)   и  правило: «Два одноименных полюса отталкиваются друг от друга, а два разноименных полюса притягиваются друг к другу с силой, которая прямо пропорциональна «количествам магнетизма», сосредоточенным в этих полюсах и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними».   Ландсберг  Г.С.

   Формула значительно короче,  ее легче запомнить,  удобнее использовать на практике, быстрее повторить.

Формула короче, во-первых,  за счет перекодирования (вместо термина – буква), во-вторых,  в формулу входит только основа правила.  А разнообразные поясняющие  сведения, изложенные в правилах, но не вошедшие в формулу, обычно являются информацией достаточно простой для понимания учеников и легко ими усваиваются.

Ученик механически запоминает формулу F=kMm/r2,  а для его логической памяти предназначена вполне посильная ей информация: «… два одноименных полюса отталкиваются друг от друга, а два разноименных притягиваются».

Хороший пример замены текста на графическое изображение – дорожные знаки. Это тоже картинки-подсказки, с которых можно быстро считывать информацию.

Могут возникнуть вопросы о том, что  отличники усваивают правила без образных подсказок,  что учителя ими не пользуются.   У них хорошая механическая память. Бесполезно рассчитывать на то, что, заучивая правила, ученик улучшит свою память. Механическая память, по мнению многих ученых, примерно после 12 лет не развивается.

Если ученик усердно занимается, то он может опытным путем сам определить, какой объем правил он может усвоить с помощью механической памяти, т.е. выработать навык. Для усвоения оставшегося материала можно рекомендовать использование картинок-подсказок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *