8. Облегченные задания.

ОБЛЕГЧЕННЫЕ  ЗАДАНИЯ (по материалам ФИПИ)

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.                                                                                               Даны 5 предложений,  все  с ошибками.  Начинайте с тех, что вам легче определить.  Остальные можно найти методом исключения.  Эти же предложения, но уже  в полном формате (9 шт.) вы найдете в  Задание 8. Синтаксические нормы.    А еще проще пройти по каждой грамматической ошибке в разных заданиях.

           ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом              Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
                       ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
1)Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.                              2) Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.
3) Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.
4) М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».
5) Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.

  Зеленым цветом напечатаны предложения с ошибкой.

А. 3) Существит. + предлог, ошибка:  Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена.   Предлог «благодаря» требует дат. п.: Благодаря героизмУ людей катастрофа была предотвращена.

Б. 4) Несогласованное приложение, ошибка:  М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демона».  Несогласованное приложение ( «Демон») всегда стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое слово (поэму):  М.Ю. Лермонтов так и не закончил любимое детище – поэму «Демон».

В.  1) Однородные члены, ошибка: Посетители удивлялись и хвалили изобретательность мастера.  Первое из однородных сказуемых (удивлялись) не сочетается с общим зависимым словом (изобретательность).  Надо изменить предложение так, чтобы к каждому сказуемому было отдельное зависимое слово: Посетители удивлялись изобретательности мастера и хвалили ее.

Г.5) Причастный оборот, ошибка: Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков.   Определяемое слово внутри оборота.  Правильно: Северо-восточнее села располагаются болота, образованные  путём оседания песков.

Д. 2)Косвенная речь, ошибка:  Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем вы сейчас работаете.  В заданиях ЕГЭ в косвенной речи личные и притяжательные местоимения и глаголы обычно употребляются в третьем лице:  Всех писателей в ходе интервью обычно спрашивают, над чем ОНИ сейчас работаЮТ.

Ответ: 34152

Правила см. 8. Синтаксические нормы. Теория.

8. Синтаксические нормы. Кратко.


2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

         ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
                                ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.
2) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.
3) По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.
4) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.
5) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

А.2) Существит. + предлог, ошибка:  Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадЯМ.  Предлог «наперерез» требует дательного пад. существительного (кому?)

Б. 1) Подлежащее + сказуемое, ошибка: Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.  Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажаЮт голову перед памятниками защитникам России.

В. 5) Деепричастный оборот, ошибка:  Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.  Деепричастный оборот: «употребляя букву «ъ» на конце слов».  Важно: добавочное действие (деепричастный оборот) и основное действие (сказуемое — «была дань») должны совершаться одним подлежащим. Но подлежащее «это» не могло употреблять «ъ» на конце слов — это ошибка. Надо убрать деепричастный оборот: Употребление буквы «ъ» на конце слов в XIX веке − это лишь дань традиции.

Г. 3) Несогласованное приложение, ошибка: По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.  По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» Саврасова.

Д.4) Причастный оборот, ошибка:  У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.  Определяемое слово (людей) внутри оборота.  Правильно:  У людей, зачитывавшихся  в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов.

Ответ: 21534


3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
                                   ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.
2) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал
3) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.
4) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.
5) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

А. 3) Существит. + предлог, ошибкаБлагодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.  Благодаря обучениЮ в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.  Благодаря требует дательного п. (чему?)

Б.  5 ) Подлежащее + сказуемое, ошибка:  Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?   » Кто» требует мужского рода, един.числа:  Кто, как не сама природа, научил будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?  

В. 4)  Несогласованное приложение, ошибка:   В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.  Несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое слово:   В повести А.С. Пушкина «Дубровский» изображены картины крепостного прошлого России.

Г.  2)  Деепричастный оборот, ошибка:  Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.  Не материал  себя обрабатывает — это делают ученые.  Надо сделать «ученые» подлежащим:  Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой статистический материал.

Д. 1) Причастный оборот, ошибка:  В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.  Верность сохраняет солдат, а не подвиг:  В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющЕГО верность долгу и отчизне.

Ответ: 35421


4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

           ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
                                           ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.
2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
3) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
4) Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
5) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

А. 4)  Существит. + предлог, ошибка:   Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.  Нужен дат.п.:  Согласно планУ в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

Б. 3) Подлежащее + сказуемое, ошибка:  В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.   В марте те, кто достиг 18 лет, участвовалИ в выборах Президента Российской Федерации.

В. 5) Несогласованное приложение, ошибка:  В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.  Несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое слово:  В энциклопедии «ЖизнЬ замечательных людей» много интересных биографий.

Г. 1)  Однородные члены, ошибка:   Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.   Первое из однородных сказуемых (разводить) не сочетается с общими зависимыми словами (за первоцветами в домашних условиях).  Надо изменить предложение так, чтобы к каждому сказуемому были отдельные зависимые слова:  Мне захотелось узнать, как разводить  первоцветы в домашних условиях и ухаживать за ними.

Д. 2) Причастный оборот, ошибка:  Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.  Пока программист следит за компьютером, а не наоборот:  Каждый программист закреплён за определённым компьютером и следит за его состоянием.

Ответ: 43512


5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

            ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
                                                                                                                                       ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                             1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.
2) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.
3) Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.
4) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.
5) Татьяна любила гадать и старинные предания.

А . 4)  Существит. + предлог, ошибка:   Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялсяПредлог «благодаря» требует дат. пад.:  Благодаря (чему?) стараниЯМ опытного доктора больной быстро поправлялся.

Б.  1) Подлежащее + сказуемое, ошибка:   Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.   » Те» требует множественного числа сказуемого:  Те, кто бывал в Ялте, не могЛИ не любоваться красотой набережной.

В. 2)  Несогласованное приложение, ошибка:  В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.  Несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое слово:   В поэме «Руслан и ЛюдмилА» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

Г. 5)  Однородные члены, ошибка:  Татьяна любила гадать и старинные предания.  Инфинитив и имя существительное не могут быть однородными:  Татьяна любила гадания и старинные предания.

Д. 3) Косвенная речь, ошибка:  Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.  В заданиях ЕГЭ в косвенной речи личные и притяжательные местоимения и глаголы обычно употребляются в третьем лице:  Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что ему понадобится ещё немного времени.

Ответ: 412 5 3


6. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

            ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью
                                  ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.
2) Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.
3) Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом
4) Научные интересы А.М. Пешковского нашли воплощение в его книгах «Нашем языке», «Синтаксисе в школе», «Школьной и научной грамматике».
5) Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

А.  3)  Подлежащее + сказуемое, ошибка:  Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.   Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, виделИ с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом

Б.  4) Несогласованное приложение, ошибка:  Научные интересы А.М. Пешковского нашли воплощение в его книгах «Нашем языке», «Синтаксисе в школе», «Школьной и научной грамматике».  Есть определяемое слово:  Научные интересы А.М. Пешковского нашли воплощение в его книгах «Наш язык», «Синтаксис в школе», «Школьная и научная грамматика».

В. 1)  Деепричастный оборот, ошибка: Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться. Подлежащее-  оно (дело), но к этому подлежащему  добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом «занимаясь определённым делом»,  явно не относится.  Поэтому это предложение ошибочно.  Уберем деепричастный оборот: Когда занимаешься определённым делом, оно начинает хорошо получаться

Г.  2) Причастный оборот, ошибка:  Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города Отдалено определяемое слово от причастного оборота: Монастырь стоял вдоль реки, отделявшей людей от города, на довольно высоком её берегу.

Д.  5)  Косвенная речь, ошибка:  Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.   В косвенной речи местоимения и глаголы обычно употребляются в третьем лице:  Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не может им помочь.


7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

          ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
                                        ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.
2) Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.
3) Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев.
4) Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.
5) Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

А.  3) Существит. + предлог, ошибка:  Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев.  «Согласно» требует дат. пад.:  Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своеМУ  характерУ и моральныМ устоЯМ.

Б. 4) Подлежащее + сказуемое, ошибка: Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.  «Те» требует множ. числа сказуемого:  Те, кто читал роман Л.Н. Толстого «Война и мир», помнЯТ описание Бородинского сражения.

В. 1) Несогласованное приложение, ошибка:  А.С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.   Несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое слово:  А.С. Пушкин в романе в стихах «ЕвгениЙ Онегин» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

Г.  2)  Деепричастный оборот, ошибка:   Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.  Подлежащее убежденность явно не совершает добавочное действие «готовясь к устному выступлению» ПеределаемОратор, готовясь к устному выступлению, должен обладать личной убеждённостью.

Д.  5) Причастный оборот, ошибка:  Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообществоОпределяемое слово — «группа»: Группа популяций разных видов, населяющАЯ определённую территорию, образует сообщество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *