1. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Ошибка, если однородные глаголы простого предложения или глаголы сложного предложения имеют РАЗНОЕ время. Желательно иметь ОДИН вид. |
Ошибка, если:
разное время. Ошибка: Мальчик ловИЛ рыбу и кидаЕТ ее коту. Правильно: ловил и кидал или ловит и кидает.
разный вид (совершенный( что делать?) или несовершенный (что делать?)). Ошибка: Как не упустить шансы и понимать, что требует судьба от человека. Как (что сделать?) не упустить (сов.в.) шансы и (что делать?) понимать (несов. в.).
Правильно: как не упустить шансы и понять (что сделать?), что требует судьба от человека.
2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Несогласованные приложения — это названия кинотеатров, журналов, газет, книг: газета «Известия», роман «Война и мир».
«Известия», «Война и мир» — это несогласованные приложения. Газета, роман – определяемые слова.
Приложение вместе с определяемым словом служит для обозначения одного и того же предмета. ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ слово должно достаточно точно характеризовать предмет, список этих обозначений ограничен. В противном случае ИМЯ СОБСТВЕННОЕ перестаёт быть ПРИЛОЖЕНИЕМ, сравните: история романа «Евгений Онегин»—история создания «Евгения Онегина»; Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата»—Картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат» создана в 1915 году. https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=232
1. Несогласованное приложение всегда стоит в именительном падеже, если при нём есть определяемое слово: В газете «Известия» напечатали рассказ. 2. Если определяемого слова нет, то название стоит в форме того падежа, который необходим по контексту: В «Известиях» напечатали рассказ. |
3. Ошибка в построении предложения с косвенной речью.
Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённое предложение. В главной части содержатся слова автора, в придаточной — чужая речь.
В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и глаголы обычно употребляются в третьем лице. |
Прямая речь ведется от того лица, которому она принадлежит: Коля спросил Петю: «Когда ты идешь гулять?». Косвенная речь ведется от передающего эту речь лица: Коля спросил Петю, когда он идет гулять.
Частный случай. 1. Местоимения Я (МЫ) употребляются в косвенной речи, если автор этой речи говорит сам о себе: Коля спросил меня, когда Я иду гулять. Действительно, неправильно сказать о себе «он пошел гулять»
Правила цитирования. Цитата – это точная дословная выдержка из чьего-то высказывания. «Безумна до того любовь моя, что зла в тебе не замечаю я». У. Шекспир. 1. Как включить в текст цитаты с местоимениями 1-го лица и связанными с ними глаголами. Заметим, что в цитате нельзя ничего изменять из того, что заключено в кавычках. Замена местоимений и изменение глаголов происходит также, как и в прямой речи.
Цитата: «Я люблю сидеть низко, — с низкого не так опасно падать». М. Булгаков. Изменения необходимы в начале цитаты, но оставшуюся часть цитаты с кавычками можно сохранить: М. Булгаков писал, что он любит «сидеть низко, — с низкого не так опасно падать». Цитата: «Против меня был целый мир — и я один». М. Булгаков. Если изменения в конце цитаты, то убираем кавычки: М. Булгаков заметил, что против него был целый мир — и он был один.
2. Цитата может быть введена с помощью вводных слов:
По словам А. М. Горького, «люди запутываются в массе лишних слов». Обычно при использовании вводных слов союз «ЧТО» не употребляется.
Ошибки: а) нет «ЛИ» в косвенной речи, переделанной из вопросительного предложения: Вася спросил, вернут ему голубей. Правильно: Вася спросил, вернут ли ему голубей.
б) нет «был»: Олег сказал, что долго ждал автобус, который должен приехать в 3 часа. Правильно: Олег сказал, что долго ждал автобус, который должен был приехать в 3 часа.
Для справок. Личные местоимения 3-го лица: Он (она/оно/они), его, ему, им, о нем, ее, ей, о ней, их, ими, о них. Местоимения 1-го лица: Я, меня, мне, мной, обо мне, мы, нас, нам, нами, о нас
4. Ошибка в построении сложного предложения.
1) придаточное определительное должно стоять
после определяемого слова: Ошибка: В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский). Правильно: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник – Дмухановский, едет ревизор.
2) Лишние союзы:
а) ли + что Ошибка: Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, ЧТО написал ЛИ он своё завещание. Правильно: Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ЛИ он своё завещание).
б) что + будто Повторяются близкие по значению союзы: Ошибка: Олег сказал, ЧТО БУДТО видел этот фильм. Правильно: Олег сказал, ЧТО видел этот фильм.
в) ЧТО. Ошибка: Наблюдая за щенками, замечаешь, ЧТО насколько по-разному они ведут себя. Правильно: Наблюдая за щенками, замечаешь, насколько по-разному они ведут себя.
3) ТО (тот, тем, такой,…) Лишнее указательное слово. Ошибка: Мне захотелось узнать ТО, как разводить в домашних условиях первоцветы и ухаживать за ними. Правильно: Мне захотелось узнать, как разводить в домашних условиях первоцветы и ухаживать за ними.
4) Нехватка указательных слов. Ошибка: Ваша неудача обусловлена, что вы слишком спешите. Правильно: Ваша неудача обусловлена ТЕМ, что вы слишком спешите.
5. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) сказуемое согласуется Ошибка: ООН объявил о решении вопроса по Осетии.
с главным словом сложного существительного. Правильно: Организация Объединенных Наций объявилА о решении вопроса …
2) подлежащее и сказуемое
согласованы в числе: все, те требуют сказуемое во множественном числе
Кто; тот, та, то; никто; КТО, как НЕ; КТО-ТО требуют сказуемое в единственном числе. Кто; кто, ка не; никто — требуют мужского рода единственного числа.
Ошибка: Все, кто интересуются театром, знает имя Алексея Бахрушина. Правильно: Все, кто интересуЕтся театром, знаЮт имя Алексея Бахрушина.
Числительные, заканчивающиеся на «Один» требуют сказуемое в единственном числе: Двадцать один человек решиЛ задачу.
При местоимении ЧТО сказуемое ставится в форме множественного числа, если замещаемое местоимением слово в главном предложении стоит во множественном числе: Те, что ушли вперёд и забрались на гору, ещё не теряли надежды…
6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
Деепричастие отвечает на вопросы: «что делая?», «что сделав?». Деепричастие в предложении можно заменить однородным глаголом.
Деепричастный оборот можно использовать, если подлежащее само осуществляет и основное действие, обозначенное глаголом — сказуемым, и добавочное, выраженное деепричастием: Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой материал.
Разрешены три вида предложений с деепричастным оборотом:
1. Есть подлежащее, которое совершает и основное действие (сказуемое), и добавочное (выраженное деепричастием): Дракон изрыгал пламя, разогревая еду.
2. Подлежащего нет, но вместо него можно подставить местоимение «я», «ты», «мы», «вы»: Услышав сигнал, начинайте движение ⇒ Услышав сигнал, ВЫ начинайте движение. Собираясь за грибами, всегда берем плетеную корзину ⇒ Собираясь за грибами, МЫ всегда берем плетеную корзину. Местоимения в роли подлежащего совершают основное действие и добавочное .
3. Есть безличное предложение, в котором сказуемое – неопределенная форма глагола (что делать? что сделать?): Приходилось работать в трудных условиях, не имея отдыха. Решить уравнение, подставив нужные значения. Деепричастный оборот должен относиться к инфинитиву.
Был советский мультфильм о жадном «дракоше», нам важно, что он был активным все делал сам, а именно: и основные действия, и добавочные. Три головы дракона – три «разрешенных» варианта: 1) есть подлежащее, 2) местоимения (я, ты) и 3) есть неопределенная форма глагола (неопределенная форма третьей головы). А красный цвет во всех рисунках присвоен глаголам.
Подлежащее должно само осуществлять и основное действие и добавочное, поэтому:
Деепричастный оборот «запрещен», если:
а) действие совершают два объекта. Ошибка: Подъезжая к городу, подул сильный ветер. Проверка. Заменим деепричастие на глагол: Когда я подъехал к городу, подул сильный ветер. Ошибка в использовании деепричастного оборота, потому что добавочное действие «подъехал» совершает подлежащее «Я», а основное действие «подул» совершает подлежащее «ветер».
б) сказуемое — краткое причастие. Ошибка: Сдав тесты, Олег был принят на работу. Краткими бывают только страдательные Причастия. Страдательные — это когда действие совершает не сам предмет, а действие совершается с предметом (с Олегом). Проверка. Заменим деепричастие и краткое причастие на глаголы: Когда Олег сдал тесты, его КТО-ТО принял на работу (см. а).
в) сказуемое – возвратный глагол в страдательном значении. Если сказуемое — возвратный глагол в страдательном значении, то действует не подлежащее, а действие совершается с ним. Ошибка: Учёными, создавая прогноз, обрабатывается большой материал.
Подлежащее – материал. Но ведь материал не сам себя обрабатывает – он обрабатывается учеными.
ПРАВИЛЬНО: Создавая метеорологический прогноз, учёные обрабатывают большой материал.
Орхидеи, появившись на Земле, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.
Возвратные глаголы можно использовать, если действует само подлежащее: Напевая песни, Вася умывался. (ВЕРНО). Вася сам напевал и сам умывался
Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.??????
7. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами.
Мы гордимся футболистами (какими?), победившими (кого?) англичан.
От определяемого слова (футболистами) к причастию можно задать вопрос «какой/ая/ое/ие?». От причастия (победившими) можно задать вопрос к зависимым словам. Причастный оборот можно удалить или переместить, при этом предложение не разрушится.
1) Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, числе и падеже:
а) по окончанию вопроса от определяемого слова, находим окончание причастия (см. таблицу склонений ниже). Ошибка: О русском солдате Андрее Соколове, испытавшИМ горечь утрат, мы узнаём из рассказа.
Правильно: (О ком?) О русском солдате Андрее Соколове (предл. п.), (о солдате каком?) испытавшЕМ (предл.п) горечь утрат, мы узнаём из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
б) в сложных случаях надо убедиться, что правильно найдено определяемое слово, к которому по смыслу относится причастный оборот
Ошибка: Природа словно позаботилась о том, чтобы этот прекрасный камень не противился рукам человека, оценившим его красоту. Конечно, «оценить красоту» относится к «человеку», а не к «рукам». Правильно: Природа словно позаботилась о том, чтобы этот прекрасный камень не противился рукам (кого?) человека (какого?), оценившего его красоту.
Подробнее смотри 7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом https://rus-ege.sdamgia.ru/rus_sprav?ajax=1&id=231
Ошибки. Причастный оборот:
1) разбит на части определяемым словом. Ошибка: Приготовленные оладьи мамой вкусны. Правильно: Оладьи, приготовленные мамой, вкусны.
Для проверки этого пункта полезно изъять или переместить весь оборот: Оладьи вкусны. Приготовленные мамой оладьи вкусны.
2) удален до потери смысла от определяемого слова. Ошибка: Оладьи вкусны, приготовленные мамой.
Если причастие оканчивается на «-СЯ»: катавший — катавшийся
8. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Предлоги:
1) СОГЛАСНО, БЛАГОДАРЯ, ПОДОБНО, НАВСТРЕЧУ
ВОПРЕКИ, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным п. (кому? чему?): Ошибка: Благодаря чемпионата мира по футболу я разбогател.
Правильно: Благодаря (чему?) чемпионату мира по футболу я разбогател.
Не путайте с деепричастием «благодаря»: Я позвонил, (что делая?) благодаря (кого?) друзей за подарок.
2) предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с существительным только в предложном падеже (о ком? О чём?). Ошибка: По окончанию срока, По приезду. Правильно: По приезде.
Часто встречаются: по приездЕ, по прибытиИ, по завершениИ, по окончаниИ, по прилетЕ
3) в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, в связи
по причине, по завершении, наподобие, посредством требуют родительного падежа существительного.
3) Предлоги в -из, на — с. Ошибка: с города.
Склонение слов на: знание – сценарий — лекция
9. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО
Числительные а) двое, трое, четверо… сочетаются с сущ. мужского рода, обозначающих лиц мужского пола: двое друзей.
Ошибка: двое девушек играли. Правильно: две девушки. Ошибка: Пятерым медсестрам. Правильно: пяти
Также возможны сочетания типа: двое щенят, трое ребят, трое детей…
б) ОБА употребляются с сущ. мужского и среднего рода: оба стула, обоих друзей; обе – с сущ. ж.р.: обеих подруг.
Составные числительные.
У составных количественных числительных (они отвечают на вопрос «сколько?») склоняются все слова: В ста двадцати семи странах вырос уровень благосостояния.
Семьи шестисот семидесяти двух военнослужащих получили новые квартиры. (Я)
У составных порядковых числительных (отвечают на вопрос «какой по счету?») склоняется только последнее слово:
В одна тысяча восемьсот шестьдесят первом году отменили крепостное право. (Я)
10. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
Однородные члены предложения относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.
Ошибки:
1. Первое из однородных сказуемых, не имеющее зависимых слов, не сочетается с общим зависимым словом. Ошибка: Жители маленького провинциального городка любили и гордились знаменитым земляком. Проверим: Жители маленького провинциального городка любили … знаменитым земляком.
Надо изменить предложение так, чтобы у каждого сказуемого было свое зависимое слово: Жители маленького провинциального городка любили (кого?) знаменитого земляка и гордились (кем?) им.
2. Если предполагаются разные предлоги перед однородными членами, то их нельзя опускать. Ошибка: Мы ездили в горы, на озеро, реке. Правильно: Мы ездили в горы, на озеро, к реке.
3. Обобщающее слово и все однородные члены должны быть в одном падеже.
В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки труда: скрежет камня, шорох песка, гудки машин, лязг, вскрики
4. нельзя использовать в одном предложении в качестве однородных:
а) полную и краткую форму прилагательных или причастий. Ошибка: Собака была настороже и встревоженной.
б) существительные и инфинитив. Ошибка: Посмотрю фильм и спать.
в) причастный оборот и придаточное предложение. Ошибка: Луна, появившаяся над лесом, которая была красной, удивила меня.
г) причастный и деепричастный оборот. Ошибка: Машина, выехавшая из-за дома и резко затормозив, остановилась.
д) родовые и видовые понятия; Ошибка: Я собирал грибы, ягоды и подосиновики. Подосиновики являются видовыми понятия, а грибы – родовыми.
5. Части двойных союзов должны стоять только перед однородными членами (или их зависимыми словами): не столько О, сколько О. Ошибка: Дома можно не только из деревянного бруса строить, но и из бревен. Правильно: Дома можно строить не только из деревянного бруса, но и из бревен.
6. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами.
Список двойных союзов: Как…, так и. Не так…, как. Не только…, но и. Если не…, то. Не столько…, сколько. Настолько…, насколько. Не то чтобы…, а. Не то что…, но. Скорее…, чем. Хотя и …, но.